Второй день выдался самым сложным. Казалось бы, прошли даже меньше, чем в первый. Но возникла неожиданная проблема — с хорошей якорной стоянкой. Но это и замечательно, на самом деле. В яхт туре по греческим островам всегда остается место для чего-то нового и неожиданного.
Ничто не предвещало приключений. В штатном режиме покинули остров Липси. Ветер по дороге строго в корму. И это только любители и мечтающие о парусных путешествиях желают нам попутного ветра. На самом деле, как раз такой вариант, как всегда, оказывается одним из самых неудобных.
Дело в том, что для того, чтобы развернуть генакер, нас слишком мало, всего двое. Один на штурвалег второму с большим парусом-парашютом справиться сложно. И это значит, что мы подстраиваем под попутный ветер то, что есть, пытаясь выставить «бабочкой» геную спереди в одну сторону и грот — в другую.
Потенциальная проблема в том, что ветер неустойчив. И поэтому приходится следить, чтобы ветер не перебрасывал грот с одной стороны на другую при небольшом изменении курса. Или направления ветра. Это и неприятно, и было бы потенциально опасно, если бы гик располагался низко, но у нас высоко, и не полезно для мачты, так как происходит это рывком.
Как всегда в таких случаях, следуя уроком английского яхтинга, я использовал «превентер» – веревку, препятствующую неконтролируемому перемещению гика. Делается это так: один конец привязывается, или «принайтовывается» как говорят моряки, к гику, другой пропускается через что-либо прочное на палубе и возвращается в кокпит, где крепится к свободной лебедке или к чему-то. Таким образом, с одной стороны, гик зафиксирован, а с другой он может быть отпущен в свободный полет в любой момент, если потребуется.
В общем, и быстрее, и надежнее получается, когда ветер не прямо в корму, не совсем попутный, а хотя бы чуть-чуть сбоку. Как это называется, «в раковину».
Поиск якорной стоянки
Конечно мы знали заранее, куда идем. Есть один островок прямо по нашему курсу, по дороге к острову Кос, по пути. Называется Питта. И бухта там подходящая, как раз с южной стороны, то есть как положено, чтобы ветер тянул лодку на якоре от берега. И более того, на чарт плоттере на этом острове как раз в нужном месте помечена якорная стоянка, отлично.
Но нас оттуда выгнали. А дело было так. Заходим. Никого и ничего вокруг, лишь на склоне какие-то вагончики под флагом. Судя по всему, военный пограничный городок. И отлично, что плохого?
Выбираем место. Я раз за разом приближаю нос судна к берегу в разных местах, выбирая подходящее место для того, чтобы бросить якорь. И тут выбегают на берег военные и размахивают нам руками — типа, стоять на якоре здесь нельзя. И ведь не поспоришь, они с автоматами…
Ладно, не хотят соседей, и не надо. Мы же понимаем, что граница рядом. Причем с серьезным и не всегда предсказуемым соседом, с которым веками воевали — с Турцией.
В общем, не было ни времени, ни возможности объяснять, что друзья, я и сам тут почти грек, если что случись, я с вами буду сражаться за этот остров, как и за все остальные. Тем более, что чтобы что-то объяснить, надо было кричать метров за сто. Нет, так нет, демонстративно разводим руками и уходим. Чтобы не накалять обстановку, да и не выдать союзников врагу, никаких фотографий, разумеется, не делаю.
Отходим подальше и разворачиваем снова карты, куда идти дальше. Ближайший остров — Калимнос. И есть там одна бухта — просто красота, как хочется туда попасть. Старый порт, на карте помечен как Vathi, но я-то знаю, что так греки называют почти все старые порты.
Представляет собой эта бухта в восточной части острова узкий проход между скалами. Глубины размечены так: в середине 30 метров, ближе к берегам по 5. Довольно узко, но другие лодки стоят. А ветер — как в трубе между двумя стенами, дует к выходу.
Заходим. Пробуем. Я сделал честные три попытки. На 30 метров якорь не бросают. А совсем вдоль стены растягивать якорную цепь — опасно, ветер сменится и выбросит на скалы, и кранцы не помогут.
Попробовал даже через пролив этот протянуть цепь. Получилось, но лодку упорно разворачивает на середину, а там же суда проходят…
Спросил у соседей, как они здесь стоят-то. Мне объяснили, что с кормы один конец привязывают к скале. Интересно, как? Там не за что зацепиться. Неужели, как альпинисты анкер вгоняют? Нет, это не для меня, я принципиально не оставляю за собой не то, что повреждений, даже следов от своего пребывания.
В общем, не солоно хлебавши, принимается решение опять уйти и поискать место получше. Мы бы еще попробовали и наверняка придумали бы что-нибудь, но в это время начало не то, что темнеть, а вообще солнце упало за горы и наступила совсем ночь. В таких условиях качественно закрепить яхту не удастся наверняка, а рисковать не хочется.
Обязательно в эту бухту надо вернуться и посмотреть, что там дальше на моторке-тендере. Уж очень красиво, но попасть туда стоит днем. Тогда все получится.
Итак, уходим. И возникает небольшая проблема. Не запускается левый двигатель, аккумулятор, простоявший столько времени, так и не зарядился. Значит, умер, пора менять.
Вообще-то на Liberty Tours можно это исполнить и на ходу, прямо в море, просто поменяв его с каким-нибудь другим, например, взяв одну из двух батарей радио, а радио запитав от сервисного аккумулятора, для общих нужд. Это у обычной лодки всего две батареи, для двигателя и для всего остального. У нас их на борту семь! Всегда есть варианты.
Вопрос в том, что уже темно, ночь, хочется ужинать, давно пора за стол садиться и отдыхать. А аккумулятор ближайший на подмену — 200 ампер, весит 40 килограмм! Так не охота его тащить!
В общем, решаем дойти на одном двигателе до следующего места, зарядив мертвый аккумулятор от генератора по дороге хоть на сколько-нибудь. Но если двигателя два, то лодку заносит в сторону, когда работает один. Поэтому приходится отключить автопилот и вручную компенсировать поворот штурвалом. При этом скорость — совсем небольшая, иначе все равно уводит в сторону.
Сказано-сделано. Два с лишним часа шкипер у штурвала. Ночной проход между островами по приборам, можно сказать. Заходим на тот же остров Калимнос, но уже с южной стороны. Там есть порт.
Вот только времени уже 10 вечера, темно совсем. На помощь при швартовке с берега рассчитывать не приходится. Известно, что глубина в порту — не везде достаточная. А при входе, как мы видим, свободных мест нет.
В таких случаях есть два варианта. Первый — уйти в море и переночевать там, в пути. Второй — поискать место и бросить якорь поблизости, в порт не заходя. Так безопаснее и лучше.
Выбираем второе. С большим трудом находим, где встать при входе с западной стороны, оставляя восточную в резерве, если здесь не выйдет. Убийственный перепад глубины — 10 и дальше сразу два! Но не сели, и даже не коснулись, потому что смотрели.
Как и предполагалось, второй аккумулятор левого двигателя к этому моменту слегка подзарядился и двигатель без проблем стартанул.
Бросаем якорь, наконец, день закончен. Можно ужинать. В меню — прекрасная говядина с грибами, овощи и так далее. И даже немного местного греческого вина.
Но закончен ли день? Пока ветер дует строго с севера, все хорошо, можно спать спокойно. Однако будет ли так всю ночь? И мы знаем, что впереди — два метра, это для нас точная позорная посадка.
В общем, шкипр остается на ночное дежурство. И не зря. Под утро ветер в пять узлов успокоился до одного и меньше. Хочу дать напарнику поспать. Разворачиваю парус на мизань мачте, чтобы даже такой слабый ветер развернул нас от мели, как флюгер. Работает. Еще час.
А потом ветер стихает совсем и меняет направление. Бужу гостя, как мы и договаривались, собираемся и уходим. День третий начинается.
<< День первый | День третий >> |